Родителям будущих первоклассников

Как готовить ребенка к школе?


Что такое школьная зрелость (или, как еще говорят, психологическая готовность к школе)? 
Любой ли ребенок может пойти в школу и легко и успешно в ней учиться?
Очевидно, что это не так. Часто считается, что по достижении 7-летнего (а теперь даже 6-летнего) возраста этот вопрос решится сам собой, и родители бывают очень разочарованы, когда на предварительном собеседовании слышат, что их ребенок не подготовлен к школе. Что значит “не подготовлен”? — удивляются они. А разве не в школе их и должны учить читать, писать и вообще — заниматься общим развитием? Это не совсем верно. Дело в том, что путь развития каждого ребенка очень индивидуален. Кто-то начинает раньше других ходить, но затем долго не говорит, кто-то, наоборот, не умеет улыбаться, но зато начинает говорить сразу целыми фразами, да еще и запоминает буквы. Поэтому к школьному возрасту дети приходят с совершенно разным багажом опыта — знаниями, умениями, навыками, привычками. Каждый возраст приносит что-то новое в психологический облик ребенка. Основные новообразования дошкольного детства — умение играть в ролевые, сюжетные и, что самое важное для школы — в игры с правилами. Вы думаете, что подготовка ребенка в школу — это покупка ему школьно-письменных принадлежностей, ранца, нового костюмчика или платья? В какой-то степени —да. Но это завершающая стадия создания для ребенка праздника 1 сентября. Настоящая же, истинная подготовка человечка в школу должна начинаться задолго до этого, запоминающегося на всю жизнь дня, примерно за один-два года, когда малышу исполнилось лишь пять, а то и четыре года. И от того, как вы подготовите свою дочку или сынишку к учебе в школе в  дошкольном возрасте, зависит его успеваемость не только в начальной, но и в средней школе.
    Какие трудности поджидают ребенка в начале первого класса, что выявляется в начале первого и начале второго класса у неподготовленных детей?
1 ) пропуски букв, и даже слогов в словах из пяти-шести букв (“коша” — кошка; “депо” — дерево; “цыпенок” — цыпленок);
2) перестановки букв (вместо все — “све”; он — “но”);
3) замены букв: “солныско” —солнышко; “клю-чок” — крючок; “самок” — замок; “пабушка” — бабушка; “кот-ка” — кошка; “тетушка” — дедушка; “майчик” — мальчик и т. д.
4)дети не чувствуют границ слов и могут написать два-три слова слитно, при этом чаще всего слитно пишется предлог с существительным,
5) неустойчивый почерк.
      Чем это объясняется и как предупредить родителям трудности овладения ребенком первыми элементами его грамотности?
     Корни трудностей овладения ребенком структурой слова и фразы лежат в том, что ребенок до 5-6 лет слышит слово как единый звуковой комплекс, которым он овладел  при восприятии ситуативной, бытовой речи, трудности овладения ребенком звуковой структурой слова объясняются и тем, что многие дети к пяти-шести годам еще не овладели верным произнесением всех звуков родного языка, плохо развита мелкая моторика рук.
          Как же готовить ребенка к обучению в школе?
    1. Прежде всего - не переучивать детей-левшей с левой руки на правую, не травмировать ребенка. Прежде чем учить ребенка писать печатные буквы, желательно, чтобы он, подражая родителям, научился схематично рисовать солнышко, домик, человечка, елку, дерево, траву, машину с колесами и умел их распределить на листе бумаги. Затем необходимо научить ребенка ЗАШТРИХОВЫВАТЬ цветными карандашами простейшие орнаменты, состоящие из серии квадратиков и цепочки треугольников, а затем и кружочков, а также книжки-раскраски.
Ребенок учится владеть разным направлением грифеля карандаша. Орнаменты должны быть крупными, не менее двух-трех сантиметров в высоту и шести-семи — в длину Первоначально “штрихи” ребенка будут выходить за границы квадрата, треугольника или круга, и ему надо показать, что начинать “работу” надо не от центра фигуры, а от боковых линий к центру; постепенно расширяя или сужая размах карандаша. Воспитание аккуратности в штриховке приведет к свободному владению карандашом и облегчит в будущем овладение написанием прописных букв.
2. Важно, чтобы родители следили за чистотой и четкостью своего произношения, не сюсюкали, произнося вместо шипящих звуков и “Р” — свистящие и “Л”, вместо твердых согласных — мягкие, например, часто слышишь: “Ах, ты мой хо-лёсенький” (вместо хорошенький), “дай мне лючку, дай мне нёшку” (дай мне ручку, дай мне ножку), “ты мой масенький” (маленький) и т д. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо учился в школе, он должен с первых дней жизни слышать четкую, красивую речь.  
3. Огромную роль в подготовке ребенка к школе играют детские настольные игры, начиная с лото по классификации различных предметов обихода, животных, транспорта, вплоть до более сложных игр, тоже типа лото, по сказкам А. С. Пушкина. Надо иметь в доме различные варианты лото для детей всех возрастов.
Во время этих игр повышается активность ребенка, голос его становится уверенным, он учится подчиняться дисциплине, плану игры.
В конце четвертого года жизни ребенка (а иногда и раньше) надо учить ребенка выступать “перед ближайшей публикой”: сначала перед папой, бабушкой, затем петь песенки вместе со всей семьей или отдельно, читать на импровизированной сцене стихи, постепенно усложняя их набор. Это позволит предупредить, особенно у девочек, страх ответа на вопрос учительницы сначала с места, за партой, позже — перед доской на виду всего класса.
4. Направленная подготовка к школе уже хорошо говорящего ребенка начинается в четыре с половиной - пять лет В этом возрасте вы можете помочь ему начать слышать отдельные звуки. Как правило, легче всего ребенок начинает выделять в речи гласные звуки А, О, У, которые произносятся всеми детьми правильно, и легко напеваемы в различных мелодиях. С четкого напевания песенок на изолированно произносимых звуках, с переходом от А к У, от У к И, от И к У и в любом ином порядке, хорошо бы перейти к закре¬плению путем записи этих звуков (букв) в тетради. Четкое попеременное артикулирование гласных А, У, И, О является и хорошей артикуляционной гимнастикой для мышц губ; ребенок впервые почувствует, осознает упругие движения своих губ. Затем можно перейти к утрированному (напряженному) произнесению таких хорошо произносимых всеми детьми звуков, как М-П-Б, Н-Д-Т.  Первая группа звуков закрепляет силу мышц губ, вторая — мышц кончика языка. Затем переходите к прослушиванию ребенком свистящих и шипящих звуков.
Все это надо делать эпизодически, во время игры, так чтобы ребенок охотно повторял за вами эти звуки, во-вторых, чтобы он находил в тетради соответствующие им буквы, написанные цветными карандашами.
Желательно укрепить мышцы губ и языка такими видами упражнений, как кучерское “тпру”, для вибрации губ, или цоканье языком, подражая цокоту лошадки, для укрепления мышц языка.
Если у ребенка четырех-пяти лет наблюдается плохое произношение многих звуков (Л, Р, шипящих, свистящих, а иногда и звонких согласных), то надо обратиться к логопеду для исправления произношения, так как дефекты произношения могут сказаться на успеваемости ребенка. В одних случаях преодоление дефектов речи длится около двух месяцев, в других логопеду приходится упорно преодолевать речевые трудности ребенка в течение года, с обязательной неукоснительной помощью со стороны родителей, выполняющих “домашние задания” логопеда. Звуки речи нуждаются в длительной автоматизации.
В этом же возрасте (около пяти лет) можно проводить с ребенком веселую речевую игру на вычленение из фразы того или иного слова с вопросами: Муха летает? Птичка летает? Дом летает? Рыба плавает? Пароход плавает? Самолет плавает? А затем с перечислением тех предметов, которые плавают, летают, относятся к группе слов, обозначающих мебель, посуду одежду и т д.
5. В это же время — от пяти до пяти с половиной лет — ребенка пора научить делить слово на слоги при помощи хлопков в ладоши, ребенок от вас узнает, что такое “звук”, “слог”, “слово”, “гласный звук”, “согласный звук”, “твердый звук”, “мягкий звук” и т. д.
6. В это же время родители могут по-новому подойти к рассматриванию ребенком картинок, когда он начинает вслушиваться в вопрос и улавливать, осмысливать окончания существительных и глаголов: “девочка поет, брат и сестра поют” и определять, сколько слов в фразах “девочка поет” и “девочка и мальчик поют”.
Ребенок уже вслушивается в вопросы: Кто? Что делает? и затем идет осознание вопросов: Где? Куда? Кого? Что? (Мальчик играет в мяч. Девочка одевает куклу. Мальчик идет в магазин. Мяч упал на стол (под стол, в окно и т. д.)). Так ребенок к шести годам начинает слышать предлоги и обозначать их буквами при складывании легких фраз.
7. Особой подготовки к школе заслуживает умение ребенком пересказать сказку или рассказ, рассказать содержание мультфильма с обязательным умением употреблять ИМЕНА героев сказки или фильма. Причем желательно, чтобы ребенок не размахивал при этом руками, а вместе с вами отвечал на поставленные вами вопросы. Очень часто школьники средних классов пользуются лишь местоимениями и междометиями, и все их пересказы фильмов звучат одинаково: “Как он ему раз! А тот ему! Во как все было!”. У этих детей не воспитана культура речи, очень бедный словарный запас.
8. В пять-шесть лет ребенку можно объяснить не только уже хорошо знакомое слово “круглый”, но научить определять такие геометрические фигуры, как треугольник, квадрат, круг; крест и знак равенства, как две одинаковые, равные друг другу черточки, показать как пишутся цифры в пределах десяти, обучить его самым элементарным словам “отнять”, “прибавить”, “сложить”, “получится”, научить решать легкие задачи на сложение и вычитание на доступных ему предметах (фруктах, кубиках, карандашах и т.д.)
9. Ориентироваться в часах пятилетнему ребенку еще трудно, но он уже может знать, как пишутся те или иные цифры и следить за стрелками часов.
Кроме часов, хорошо, если ваш ребенок будет знать названия нескольких городов и даже стран, “находить” их на глобусе или карте.
10. Приучайте ребенка к порядку во всем: все игрушки он должен убирать вместе с вами, а затем, позже, сам. Для тетрадей, бумаги для рисования, карандашей, фломастеров должны быть папки или уважаемый старый папин (дедушкин) портфель.

Литература:
1. Бурлакова М. К. Советы логопеда. – М.: В. Секачев, 2001. – 64 с.
2. Нартова-Бочавер С. К., Мухортова Е. А.
3. Скоро в школу! Увлекательная подготовка детей к первому классу. – М.: ТОО "Глобус", 1995. – 128 с.

Азбучные истины

Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько условий:
• Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.
• В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ребёнком не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающие в тексте, непременно объясните малышу.
• Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это тормозит развитие ребенка.
• Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремитесь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее -тактично поправьте его и покажите, как надо произнести слово.

Рекомендуемая литература:

  
В книге "Готовимся к школе: развиваем слух и речь" много упражнений с карандашом. Заниматься можно как индивидуально, так и с группой детей возрастом от 5 до 7 лет. Дополнительно к заданиям речевого содержания (задания на выделение звука), предлагаются упражнения для развития мелкой моторики. Например: обвести пунктирные изображения или раскрасить сюжетную картинку.
Занимаясь по тетради, ребенок научится:
выделять нужный звук в слове;
различать твердые и мягкие согласные;
находить смысловое несоответствие;
пользоваться монологической и диалогической речью;
узнавать и самостоятельно писать буквы русской азбуки.


Аннотация к книге "Развиваем речь: Слова и предложения. Для детей 5-7 лет"
Данная тетрадь предназначена для обучения детей 5-7лет. Основная цель тетради - подготовить ребенка к обучению грамоте: чтению и письму.
Занимаясь по этой тетради, ребенок научится: различать понятия: звук, буква, слог, слово, предложение; Делить речь на предложения; составлять простые и сложные предложения; членить простые предложения (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности; схематично записывать простые предло-
жения, используя интонационные знаки; делить слова на части (слоги); различать слова на части (слоги); определять место звука в слове; различать согласные по твердости-мягкости, по звонкости-глухости; узнавать и самостоятельно писать большинство букв русской азбуки.


Название: "Развиваем связную речь у детей 6-7 лет. Альбомы 1, 2, 3."
Автор:Арбекова Н.Е.
Издательство:Гном
Год 2010
Формат:pdf
Размер:14,26 мб

Описание:  Альбом 1. Мир растений. Данный альбом предназначен для работы с детьми 6—7 лет (подготовительной к школе группы детского сада) и входит в комплект пособий по развитию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста. По альбому «Мир растений» на материале лексических тем "Деревья и кустарники", "Фрукты", "Овощи", "Садовые и лесные ягоды", "Грибы", "Цветы и травы" проводится систематическая работа по развитию словесно-логического мышления и связной речи детей.

 Альбом 2. Мир животных. Данный альбом предназначен для работы с детьми 6—7 лет (подготовительной к школе группы детского сада) и входит в комплект пособий по развитию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста. По альбому «Мир животных» на материале лексических тем "Дикие животные леса", "Домашние животные", "Животные Севера и жарких стран", "Домашние птицы", "Перелетные и зимующие птицы", "Рыбы", "Насекомые" проводится систематическая работа по развитию словесно-логического мышления и связной речи детей.

  Альбом 3. Мир человека. Данный альбом предназначен для работы с детьми 6—7 лет (подготовительной к школе группы детского сада) и входит в комплект пособий по развитию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста. По альбому «Мир человека» на материале лексических тем "Одежда, обувь, головные уборы", "Инструменты", "Профессии", "Транспорт", "Мебель", "Посуда" проводится систематическая работа по развитию словесно-логического мышления и связной речи детей.
  
 
Играем в слова.
Книжка поможет ребенку познакомиться с понятиями: звук, слог, слово, предложение; со звуко-буквенным анализом слова. Научиться делить слова на слоги; соотносить звук со зрительным образом буквы; писать без ошибок; слушать и выполнять инструкцию взрослого;планировать и контролировать свои действия. Развить фонематический слух; зрительное и слуховое восприятие; произвольное внимание, память, словесно-логическое мышление. А также вызвать интерес к чтению и расширить словарный запас.



Развитие речи. Тестовые задания. Книга с играми - тестовыми заданиями поможет выявить уровень актуального развития ребенка в области развития речи (звуки, слоги, слова, предложения, рассказы) и умений устанавливать зависимости между происходящими событиями (время, пространство, измерения, качества объектов).


Рисуем по клеточкам. 
Предлагаемые задания хорошо подготовят руку ребенка 5-6 лет к письму при обучении к школе. Рисование карандашом по крупной клетке является одним из активнейших способов приобретения навыка ориентации на листе бумаги, это очень важно, чтобы ребенок в будущем аккуратно и ровно писал. Фигуры и узоры, предоставленные в книге, содержат все необходимые линии и наклоны, с которыми ребенок столкнется в школе при написании печатных и письменных букв.


Леворукий ребенок.
Пособие предназначено для занятий с леворукими детьми. В книге предлагаются самые разные задания и упражнения для подготовки руки к письму. Учитывая особенности леворуких детей, предлагаются для них такие упражнения, которые в будущем, во время обучения в школе, помогут им приспособиться и привыкнуть к обычной школьной программе. Для детей и родителей, педагогов и логопедов.

  


Книга "Уроки Логозаврии" предназначена для подготовки детей к обучению в начальной школе. Учебная программа представляет собой комплект - сборник обучающих историй, рабочая тетрадь и интернет-приложение. Весь материал излагается в игровой форме, обучению помогают веселые зверята и Мудрая Сова.
"Сказки для Логоши: сборник обучающих историй" - представляет собой сборник из 37 обучающих историй для изучения основного дидактического материала комплекта. Оно предназначено для предварительной подготовки ребенка к работе с книгой. В нем изложен теоретический материал по выполнению заданий. "Учимся с Логошей. Рабочая тетрадь для подготовки детей к обучению в начальной школе" предназначена для организации самостоятельной деятельности ребенка по закреплению знаний, как полученных ранее, так и из литературного приложения комплекта. "Играем с Логошей: набор компьютерных флеш-игр" - интернет-приложение, которое представлено набором из 453...



Аннотация к книге "Готовимся к школе. Подготовка к чтению и письму. Тетрадь № 1." 
В пособии представлен материал первых 20 занятий с детьми старшего дошкольного возраста. В каждое занятие включены упражнения, способствующие формированию фонетического слуха, развитию мелкой моторики руки, подготавливающие ребенка к овладению навыками чтения и письма.
Задания можно использовать при организации групповой работы в дошкольных образовательных учреждениях, а также для индивидуальных занятий с детьми. Текст читает и поясняет взрослый.
Автор - О. И. Бадулина, к. п. н., доцент теории и методики дошкольного и начального образования Московского городского педагогического университета. Консультант - М.С. Соловейчик, к. п. н., профессор кафедры методики начального обучения Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А.Шолохова.

Аннотация к книге "Готовимся к школе. Подготовка к чтению и письму. Тетрадь № 2."
В пособии представлен материал 23 занятий с детьми дошкольного возраста. В каждое занятие включены упражнения, способствующие формированию фонетического слуха, развитию мелкой моторики руки, подготавливающие ребенка к овладению навыками чтения и письма.
Задания можно использовать при организации групповой работы в дошкольных образовательных учреждениях, а также для индивидуальных занятий с детьми. Текст читает и поясняет взрослый.
Автор - О. И. Бадулина, к. п. н., доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования Московского городского педагогического университета. Консультант - М. С. Соловейчик, к. п. н., профессор кафедры методики начального обучения Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А.Шолохова.


Аннотация к книге "Готовимся к школе.  Тетрадь по математике № 1."  
Задания, предложенные в Тетради по математике № 1, способствуют уточнению и расширению представлений дошкольников о пространственных и количественных отношениях, о числе и цифре, а также подготавливают детей к усвоению состава однозначных чисел.
Выполнение заданий в системе обеспечивает преемственность дошкольной математической подготовки и начального курса математики.
Задания можно использовать при работе с подготовительными группами детского сада по любой программе, в прогимназиях, а также для индивидуальных занятий с детьми. Текст читает и поясняет взрослый.


"Готовимся к школе. Подготовка к чтению и письму детей дошкольного возраста."
В каждое занятие включены упражнения, способствующие формированию фонетического слуха, развитию мелкой моторики руки, подготавливающие ребёнка к овладению навыками чтения и письма.

Комментариев нет:

Отправить комментарий